К началу

«Терминатору» посвящается...


Как снимали «Терминатор»

Источник: Кинопоиск.ru

С момента выхода первого «Терминатора» прошло чуть более 30 лет – показ в кинотеатрах стартовал 26 октября 1984 года. В преддверии  мировой премьеры пятой части «Терминатора», который называется «Терминатор: Генезис», очень кстати было бы вспомнить об истоках всемирно известной франшизы. Тем более, учитывая, что в новом фильме будет очень много отсылок к оригинальной дилогии Джеймса Кэмерона, в частности будут несколько пересмотрены и переосмыслены события именно первой части.

Можно быть уверенным, что многие задумки, которые по каким либо причинам (чаще всего техническим) не сумел воплотить в жизнь Кэмерон, с лихвой реализуют в Генезисе. И, по всей видимости, создатели уделят особое внимание сценам будущего, путешествиям во времени и, конечно же, глубже исследуют сущность самого Терминатора, которого по прежнему играет Арнольд Шварценеггер. По крайней мере, хотелось бы в это верить. Терминатор заслуживает реабилитации после двух не очень удачных продолжений.

Давайте же вернемся в недалекое прошлое, как говорится, и окунемся в процесс создания фильма, который без преувеличения оказал значительное влияние, как на киноиндустрию, так и на мировую культуру.

Написание сценария, подготовка к съемкам и кастинг

По легенде, в Италии на съемках сиквела «Пираньи», Джеймс Кэмерон слег с гриппом, и в лихорадочном бреду ему явился во сне образ ужасного металлического скелета со сверкающими красными зрачками, преследовавшего какую-то девушку. Проснувшись в холодном поту, Джеймс, будучи талантливым художником, мгновенно зарисовал свое кошмарное видение.

Интересно, что по словам Кэмерона идея «Аватара» тоже пришла к нему во сне, и весь концепт-арт Пандоры и образы его жителей – На’ви, были им же проиллюстрированы основываясь на приснившемся. Кроме того, Кэмерон приложил руку и к конечному образу Хищника, посоветовав мастеру спецэффектов Стэну Уинстону, с которым они работали над Терминатором, добавить жвала, как у насекомого к и без того безобразной физиономии космического пришельца.

Так, по возвращению в Штаты у режиссера и родилась идея для своего нового фильма. Но после неудачных «Пираний» Кэмерон не мог рассчитывать на лояльность киностудий, потому делал все возможное и невозможное, для того, чтобы получить зеленый свет на финансирование своего следующего проекта.

Написанный в соавторстве с Уильямом Уишером сценарий, Кэмерон продал права на него за символическую сумму в 1 доллар своей будущей жене Гейл Энн Герд, но при условии, что за ним остается режиссерское кресло и полная свобода творческих действий. Продюсер сдержала слово и нашла деньги в независимой компании «Hemdale Film Corporation».

Когда все было согласовано, Джеймс Кэмерон, между делом, пригласил на встречу с представителями киностудии своего приятеля Лэнса Хенриксена, с которым он познакомился еще на съемках «Пираний-2». Дело в том, что режиссер изначально видел в роли Терминатора именно Лэнса, ведь согласно первому варианту сценария, киборгом должен быть совсем непримечательный с виду человек, способный затеряться в толпе. Таким образом, Хенриксена загримировали под известного нам киборга с нанесенными ему увечьями на лице, и в самый разгар беседы он вломился в комнату, чем изрядно напугал всех присутствующих (кроме Кэмерона конечно). Это произвело должное впечатление и в «Hemdale» все же выделили минимально необходимую сумму в размере 4 млн. долларов. В ходе производства бюджет фильма вырос до 6,4 млн. 

Однако, продюсеры компании «Orion Pictures», которая позднее также вложила свои средства и была дистрибьютором проекта, на главную роль Кайла Риза прочили более известного в США актера, которым к тому времени уже был Арнольд Шварценеггер, после прославившей его роли в «Конане-варваре».

Но Джеймс Кэмерон тогда просто представить не мог в роли 22 летнего юнца Кайла Риза 36 летнего бугая Шварценеггера. О роли Терминатора и речи даже не было, поскольку режиссер по-прежнему держал в голове образ Лэнса Хенриксена. Потому, готовясь к своей следующей встрече с Арнольдом, он планировал устроить ему небольшую взбучку, дабы отбить у начинающего актера какую-либо охоту играть в его фильме.

Позже, Джеймс Кэмерон так прокомментировал это в своем интервью Empire:

«После первого совещания у меня был ланч с Арнольдом. Надо было поговорить насчёт Терминатора, и мне навязали эту встречу. Никогда не забуду, как выходя из своей квартиры, я сказал соседу: "Я отправляюсь на ланч с Конаном и намерен его вздуть". Так я и собирался сделать, т.к. был против его участия в фильме. Но получилось всё иначе. Мы встретились с Арнольдом за ланчем, и он был так очарователен, так восхищался сценарием, с ним было так забавно и весело, что я совершенно забыл о своих намерениях. Мы отлично провели время, хотя он и заставил меня выкурить сигару, после которой меня тошнило шесть часов. А что самое смешное, ему ещё и счёт пришлось оплатить, потому что у меня денег не оказалось.

В основном люди видели в Арнольде парня с накачанными мышцами. Во время нашего разговора я смотрел только ему в лицо. И я начал думать "У этого парня потрясающее лицо". Мне хотелось сказать: "Арнольд, прекрати болтать и секунду посиди смирно", но язык не поворачивался. Я подумал: "Из этого парня выйдет великолепный Терминатор". Для меня всё сводилось к тому, как его лицо и манеры держать себя будут смотреться на экране. Речь шла не только о внешней стороне, но и о том, как передать характер. Думаю, я увидел в нём тот градус напряжения, который хотел бы видеть в персонаже. Определенно я не мог представить, что всё это выльется в тесные рабочие отношения на протяжении двух десятилетий».

Шварценеггер же сначала не очень обрадовался перспективе сыграть безмолвного и хладнокровного Терминатора, сказав Кэмерону нечто вроде: «Нет, нет. Я здесь для того, чтобы  играть главного героя – Кайла Риза». Однако, режиссер настоял, чтобы тот обдумал это как следует, ведь именно роль Терминатора является определяющей, на ней держится вся концепция фильма — не стоит ее недооценивать. Как известно, решение Шварценеггера не заставило себя долго ждать.

Джеймс Кэмерон оказался абсолютно прав, ведь, не смотря на всю отрицательность персонажа, образ Терминатора — это, своего рода, символ целой эпохи, задавший в то время моду на новую прическу Шварценеггера, кожаную куртку, темные очки и, конечно же, бодибилдинг. В итоге, мы имеем одного из величайших киногероев. Терминатор — единственный персонаж, дважды представленный в списке лучших героев и злодеев Американского института кинематографии.

Таким образом, подкупив Кэмерона своей харизмой и глубокой заинтересованностью новым проектом, Арни столкнулся с еще одним препятствием — контрактом с продюсером «Конана-варвара» Дино Де Лаурентисом, согласно которому, в случае успеха его проекта с участием Шварценеггера, последний обязуется снятся в еще нескольких фильмах Дино, чуть ли не до 10 лет подряд. Поскольку Шварц имел довольно хорошие отношения с продюсером, он пошел прямиком к нему и рассказал о «Терминаторе». Дино дал добро, но при условии, что тот до начала работы с Кэмероном снимется еще в «Конане-разрушителе». Дело было улажено, но старине Джиму пришлось малость подождать — ни много ни мало, почти полгода.

Для подготовки к какому-то другому полноценному проекту времени было в обрез, так что Кэмерон решил занять себя написанием очередного сценария, который затем тоже намеревался продать. Но при дальнейшей встрече с небезызвестным продюсером (а также сценаристом и режиссером) Уолтером Хиллом, за плечами которого были такие хиты как «Побег» (оригинальный 1972 года, а не тот, что с К. Бейсингер и А. Болдуином), «Воины» и «Чужой» (оба фильма 1979 года), судьба распорядилась несколько иначе. Хилл оценил работу Кэмерона и предложил подогнать его сценарий под «Чужих» (продолжение культового «Чужого» Ридли Скотта), неофициально пообещав ему должность режиссера сиквела, в случае успеха «Терминатора». Что было дальше — мы все знаем. Кроме того, Кэмерон в своих «Чужих» все же снял Лэнса Хенриксена, но на этот раз уже в роли «добродушного» робота-андроида Бишопа, таким образом, вернув приятелю старый должок.

В частности, Майкл Бин тоже далеко не сразу был утвержден на роль Кайла Риза. Произошла довольно забавная история, когда Майкл пришел на кастинг и зачитал свой кусок текста. Дело в том, что присутствующих в комиссии несколько насторожил не характерный для Лос-Анджелеса южный говор, с которым выступал актер. Оказалось, что Майкл просто забыл избавиться от акцента, так как перед этим побывал еще на одних пробах, для которых роль требовала от него владения этим качеством.

Тогда многие актеры по разным причинам отказались от главных ролей. Среди прочих на роль Сары Коннор рассматривались такие громкие на сегодняшний день имена, как Дерил Ханна, Ким Бейсингер и Сигурни Уивер. В конечном итоге роль была закреплена за Деброй Уингер, но позднее, раздумав играть в «Терминаторе», она уступила свое место тогда мало кому известной Линде Хэмилтон.

Формирование готовой сюжетной линии

Первоначально, события Терминатора должны были разворачиваться исключительно в будущем. Но Кэмерон понимал , что на тот момент ему, молодому начинающему режиссеру с сомнительной репутацией, вряд ли выделят достаточно средств на проект. Поэтому он внес в сценарий, как оказалось потом, гораздо более удачную и долгоиграющую тему путешествий во времени.

Какие-то элементы сюжета были навеяны работами любимых писателей фантастов Джеймса Кэмерона: Филипа К. Дика, Ларри Нивена и Харлана Эллисона. Последний, кстати, подал в суд на режиссера, обвинив его в плагиате за то, что Камерон якобы использовал его идеи из двух эпизодов для «За гранью возможного» (1963) — «Солдат» (Soldier) и «Демон со стеклянной рукой» (Demon with a Glass Hand), автором сценария которых был Эллисон. А концепция «Скайнета» могла быть позаимствована из рассказа Эллисона «У меня нет рта и я должен кричать» (I Have No Mouth and I Must Scream).

В итоге, продюсеры фильма решили заткнуть Эллисона неназванной суммой зеленых и, не смотря на нежелание Кэмерона, все же отметить писателя надписью «Признание Харлану Эллисону за его работы» (Acknowledgment to the works of Harlan Ellison) в финальных титрах картины.

Действительно, пересматривая уже не один десяток раз «Терминатора», замечаешь, насколько этот фильм гениален для своего времени и как актуален по сей день. Взять хотя бы этот парадокс с путешествиями во времени. На первый взгляд, казалось бы, как такое может быть, чтобы отцом Джона Коннора стал человек из будущего, посланный защитить его мать. При этом, обломки уничтоженного на заводе Терминатора, его микрочип, позволили в дальнейшем создать тот самый суперкомпьютер Скайнет (он же — искусственный интеллект) который и отправил в прошлое киборга. Выходит так, что Скайнет, отправивший Терминатора, а Джон Коннор — Кайла Риза, фактически, обеспечивают свое существование в будущем, совершенно даже не подозревая об этом.

Это и является ключевым моментом.

Это так называемый Принцип самосогласованности Новикова, призванный разрешить парадоксы, связанные с путешествиями во времени, теоретически допускаемыми некоторыми решениями уравнений Эйнштейна, разрешающими существование замкнутых времениподобных линий. В упрощённой формулировке принцип самосогласованности постулирует, что при перемещении в прошлое вероятность действия, изменяющего уже случившееся с путешественником событие, стремится к нулю — Википедия.

То есть, случилось так, как и должно было случиться, а если точнее, в одном из вариантов будущего, как и говорил в фильме Кайл Риз.

Между прочим, подобный сюжетный ход с временной петлей еще был использован в таких фильмах, как «12 обезьян» 1995 года и в недавно вышедшем «Интерстелларе» Кристофера Нолана.

Относительно же самого Терминатора, то по задумке он дожен был походить на жидкого Т-1000 — более продвинутую модель Терминатора со второй части франшизы, полиморфный сплав которого состоит из нанороботов. Конечно же, на тот момент это было нереально осуществить, так как подобных технологий еще не было, и Кэмерон решил отложить свои задумки для возможного сиквела, которым и стал не менее культовый, но гораздо более масштабный «Терминатор 2: Судный день».

В ходе съемок и дальнейшего монтажа сюжет постоянно корректировался и дорабатывался. Новые идеи принимались во внимание, от некоторых приходилось отказаться. Например, не был включен эпизод, где Терминатор ест шоколадный батончик для поддержания жизнеспособности своей органической ткани. Но главное, пожалуй, то, что Кэмерон вырезал уже из отснятого материала многие важные для сюжета сцены.

Целиком был удален эпизод, в котором Сара Коннор, после звонка свойе матери из мотеля «Тики», узнает в телефонном справочнике адрес Cyberdyne Systems — место создания Skynet. Под тяжестью нависшей глыбы будущего, которого она не желала, и с пониманием того, что власти в этом ей вряд ли помогут (скорее упекут в психиатрическую лечебницу), Сара уговаривает Кайла уничтожить Сайбердайн и предотвратить апокалипсис. Как мы помним, после гибели Кайла и ликвидации Терминатора, Сару забирает скорая, затем следует еще одна вырезанная сцена, в которой сотрудниками завода была найдена микросхема киборга, и далее камера нам показывает, что это и есть здание Cyberdyne Systems. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Кайл Риз принял тогда предложение Сары, и они вместе решились таки отправится в сторону завода, а за ними следом и герой Шварценеггера на мотоцикле Honda CB750 Four.

Таким образом, под монтажный нож попал именно тот материал, который был с лихвой восполнен в следующей части Терминатора, что делает этот шаг очень мудрым и взвешенным со стороны Джеймса Кэмерона, а «Судный день» — одним из лучших сиквелов в истории кинематографа, логичным и умным продолжением.

Исследуем феномен Терминатора

Важнейшая деталь, на которую следует обратить внимание — тот момент, когда режиссер окончательно дает понять зрителю, что герой Шварценеггера действительно не является человеком. В эпизоде, после перестрелки в ночном баре «Тек Нуар», где Терминатор преследует в переулке Кайла и Сару, нам впервые показвают мир его глазами в инфракрасном спектре.

Интересно, что роль всяческих данных из окружающей среды и параметров состояния Терминатора выполняли строки ассемблера (ПЗУ Apple II) и кусок программного кода на Коболе. 

Но еще более значительным объектом нашего внимания является, пожалуй, светящийся механический глаз киборга.

По сюжету, Терминатор удалил поврежденную органическую ткань глаза и, в дальнейшем, ему даже пришлось носить солнцезащитные очки. Режиссер умело использовал это факт, сделав героя еще более ярким и запоминающимся, при этом, не прибегая к излишнему пафосу. Терминатор до последнего стремится скрыть свою сущность от людей, ведь, как говорится, глаза — это зеркало души. И если в первой части он носил очки по необходимости, то во второй — чисто для крутости.

Зрачки Терминатора были сделаны из обычных фотографических линз. Они двигались внутри аниматронной головы, спроектированной кудесниками студии Стэна Уинстона по слепку бюста Арнольда Шварценеггера.

Очки, которые носил Шварценеггер в первом фильме — Gargoyles, модель ANSI Classics. Бренд, зародившийся в 1979 году, тогда только набирал популярность благодаря своим передовым технологиям в производстве солнцезащитных линз.

Примечательно, что свою фирменную прическу «ёжик», Терминатор заполучил, когда сиганул сквозь огонь на капот автомобиля, одним махом лишившись бровей и завидной шевелюры, то есть, как и в ситуации с очками — совершенно случайно и ненавязчиво, вследствии частичного обгорания верхушки волос.

Что касается знаменитой фразы Терминатора «I’ll be back», которая на долгие годы прилипла к Шварценеггеру, как банный лист – тут тоже не обошлось без гениальной руки Кэмерона. Во время съемок сцены в полицейском участке, где и звучала эта фраза, режиссер попросил актера произнести «I'll be back». Шварценеггер же не был уверен, что скажет это нормально с его-то австрийским акцентом, и предложил Кэмерону вариант фразы в ее более полном виде «I will be back», так как, по его мнению, из уст машины это бы звучало убедительнее. Но Кэмерон опять настоял на своем, сказав: «Я не говорю тебе как играть, а ты мне не говори как писать сценарий. Я написал "I'll be back" и я просто хочу, что бы ты это сказал. Просто произнеси фразу 10 раз по-разному, один из вариантов да сработает». Так они и поступили.

В итоге, цитата заняла 37 место в сотне величайших фраз в истории кино по версии Американского института кинематографии, и стала визитной карточкой Шварценеггера не только в его фильмах, но и на прочих общественных мероприятиях, где он ее произносил.

Надо сказать, что и Шварценеггер привнес немало в образ своего героя. Например, он предложил, чтобы Терминатор, при наблюдении и осмотре местности, сначала поворачивал глаза, а в след уже шло движение головы. Кэмерону понравилась эта идея, так как с точки зрения энергозатрат такая последовательность движений более выгодна для машины. Вообще, режиссер, не смотря на свою строгость и скрупулезность, приветствовал любые креативные мысли всех, с кем ему доводилось работать.

Вдобавок, перед съемками Шварценеггер провел немало времени на стрельбище, чтобы привыкнуть к звуку выстрелов. Он всячески упражнялся со многими видами оружия, разбирал и собирал его с закрытыми глазами, доводя все действия до автоматизма. Позже журнал «Soldier of Fortune», который, обычно, не особо лестно высказывался об обращении актеров с оружием, довольно высоко оценил старания Арнольда.

Звук и музыка к фильму

Как и сам Терминатор, музыкальная дорожка фильма уже стала нарицательной. Известнейший металлический звон из главной музыкальной темы к фильму был создан Брэдом Фиделем, стучащим по микрофону чугунной сковородкой. Саундтрек к «Терминатору» писался на самой продвинутой в те годы звукозаписывающей студии «Glen Glenn Sound», основанной ветераном звукорежиссуры Гленом Гленном. Для создании музыки Брэд Фидель использовал 10-голосовой синтезатор «Prophet 10», которые после 1980 года перестали выпускать.

Несмотря на отдельные цифровые спецэффекты и электронную музыку, для записи все же использовалась традиционная аналоговая технология, а из-за ограниченного бюджета в прокат фильм пришлось выпустить с моно-звуком. Уже в наше время дорожку перекодировали в стерео.

Магия кино, или экономия бюджета не в ущерб качеству

Съемочная группа прилагала максимум усилий, дабы уложится в отведенный им скромный бюджет, ведь даже для 80-х сумма была более чем скромная для такого масштабного проекта. Доходило даже до того, что экономились средства даже на получении разрешения для проведения съемок в определенных местах. То есть, по просту говоря, разрешения никто и не думал брать — съемочная группа втихаря делала свое дело, особо не согласовывая это с властями.

Так, однажды, Джеймс Кэмерон высадил Шварценеггера на одной из тихих улиц Лос-Анджелеса и попросил подойти его к припаркованной и заранее подготовленной к съемкам машине, разбить кулаком стекло ее дверцы и уехать на этой ней «без шума и пыли». Как вы помните, это случилось в одной из первых сцен фильма, когда Терминатор уже после своего прибытия, отправился утром на поиски всего необходимого для успешного выполнения своего зловещего задания.

Аналогичная ситуация сложилась и во время съемок заключительной сцены фильма, где Сара Коннор, уже на 6 месяце беременности, останавливает свой джип на автозаправке, где-то у мексиканской границы. В этот раз Джима словил с поличным местный полицейский патруль, затребовавший от него то самое разрешение. Положение спас один из членов съемочной группы, который придумал замечательную отмазку, сказав, что они помогают его сыну с курсовым проектом для киношколы. Это глубоко тронуло сотрудников полиции и, в итоге, они даже оказали содействие Кэмерону.

Таким образом, мы получили очень глубокие и трогательные кадры отъезжающего вдаль джипа по одинокому шоссе, вокруг которого видна лишь пустыня и медленно надвигающаяся буря. Трагизма добавляет и сандтрек, где со звуками заводящегося двигателя начинает играть главная музыкальная тема фильма, на фоне которой единожды слышен гром — что как бы намекает, что уже совсем скоро начнется нечто ужасное. Очень сильная сцена, на мой взгляд.

Отдельного внимания заслуживает эпизод с взрывающимся бензовозом, на котором Терминатор преследует Сару Коннор и Кайла Риза.

Мало того, что получить разрешение на такую аварию в Лос-Анджелесе куда затруднительнее, так и отснять ее партизанским методом «без шума и пыли» — едва ли осуществимая задача. Потому, было решено снять взрыв в павильонах киностудии с использованием миниатюрной модели грузовика на дистанционном управлении. Итоговый материал вышел на славу и многие, небось, до последнего бы не заметили подмену, если бы не узнали обо всех этих киношных трюках. Затем, отдельно снятое под фронтальным ракурсом изображение взрыва автоцистерн спроецировали на задний план, бегущей, якобы от бензовоза, в стенах киностудии Линды Хэмилтон.

Вероятно, все из-за той же экономии в некоторых эпизодах можно встретить и создателей фильма. Так, например, голос ухажера Сары Коннор, оставившего на автоответчике свое сообщение, принадлежит самому Кэмерону. Вдобавок, в эпизоде около мотеля «Тики», в котором по сюжету остановились Сара и Кайл Риз, снялась немецкая овчарка режиссера по кличке Волчок. Кстати, возможно тем же именем (Woolfe) Терминатор уже в сиквеле обозвал Макса — собаку Джона Коннора в доме его приемных родителей — чтобы проверить, не наведался ли до них туда Т-1000. Между делом, роль Макса тоже сыграла немецкая овчарка. Быть может, и в «Терминаторе 2» снялся тот самый Волчок Джеймса Кэмерона, кто знает.

Шварценеггер тоже немного поразвлекся и попросил взять на небольшую роль своего старого приятеля и тренировочного партнера Франко Колумбу (многократный номинант и победитель конкурса «Мистер Олимпия»). Мы можем увидеть Франко в качестве другого Терминатора из сцены будущего, который пробрался в подземный бункер Сопротивления и учиняет там не абы какую заварушку.

В камео также принял участие соавтор сценария Уильям Уишер, в котором он сыграл полицейского, остановившего свою патрульную машину около «сбитого человека» — то есть, Терминатора, которого Кайл и Сара стряхнули с капота украденного ими автомобиля, во время бегства из «Тек Нуар». Затем, естественно, дымящийся Терминатор поднимается, вырубает копа головой об его же машину, которую забирает себе, и, между делом, успевает скопировать голос героя Уишера, когда тот еще пытался вызывать ему скорую.

Кстати, эффекта дыма, исходящего от Терминатора (после уже упомянутого прыжка сквозь огонь на капот машины), добились путем нанесения разбавленной кислоты на куртку Арнольда. И если в такой динамичной сцене, где Терминатор слетает с автомобиля, Шварценеггера мог заменить его каскадер, то в остальных — рисковать приходилось самому актеру. Потому, Шварценеггера несколько напрягало присутствие на нем кислоты и он пытался добиться какой-то альтернативы ей, но затем все же согласился. Однако, создается впечатление, что с его головы дымок тоже поднимался...

Значительно проще поступили с дымом, исходящим от Терминатора, уничтоженного под гидравлическим прессом — просто один из членов съемочной группы выдохнул сигаретный дым под его обломки. Между прочим, металлический эндоскелет для этой сцены был сделан из плотной фольги, а роль пресса выполнил пенопласт окрашенный серебрянкой.

В остальных сценах присутствовал металлический эндоскелет в полный человеческий рост, точнее — в кадр поочередно попадали то его верхняя, то нижняя часть. Прежде всего, это связано с тем, что модель была не способна самостоятельно двигаться, и кому-то нужно было приводить ее в действие с помощью специальных рычагов. Торс Терминатора в таких сценах устанавливался сверху человека, который и управлял его движениями. А вот какие манипуляции совершали с ногами, к сожалению — не известно. Но, все-таки, следует отметить членов всей команды и, в частности, мастерскую работу оператора Адама Гринберга, которые заставили нас поверить, что огромная кукла ожила. Особенно впечатляет то, как Терминатор поднимается по ступенькам — движения ног переданы очень гармонично.

Чтобы не брать в аренду дорогую операторскую тележку («dolly»), Адам Гринберг импровизировал «съемки с тележки», сев со своей ручной камерой в инвалидную коляску, которую толкали с большой скоростью.

Во время съёмки всех погонь фильма машины двигались достаточно медленно. Эффекта быстрой езды Кэмерон достиг, ускорив запись, а также с помощью специальных вращающихся ламп, создававших ощущение, что автомобиль стремительно проносится мимо фонарей.

Еще одна полноразмерная модель была изготовлена из полиуретана, для съемок эпизода, где эндоскелет буквально разрывает пополам самодельной взрывчаткой Кайла Риза. Материал, по всей видимости, был выбран в целях безопасности. 

В сценах же, где эндоскелет нам показывают во весь рост — использовалась уже его миниатюрная модель. В этом случае, создатели прибегли к старой доброй покадровой анимации, известной еще со времен зарождения кинематографа, с помощью которой и по сей день продолжают создавать кукольные и пластилиновые мультфильмы (благо мода на них вернулась, стоит вспомнить ту же «Коралину в стране кошмаров» или «Труп невесты»). Вот уж действительно — магия кино.

Безусловно, отдельной похвалы заслуживает и сам дизайн эндоскелета, который доводили до ума Джеймс Кэмерон, как прекрасный художник-иллюстратор, так и уже покойный Стэнли Уинстон, известный своей студией визуальных и технических эффектов, специализирующейся, в частности, на сложном гриме и аниматронике. Надо признать, что даже сегодня внешний вид металлического каркаса выглядит современно и не менее впечатляюще.

Однако, всего этого мы могли и не увидеть, если бы Кэмерон тогда пошел на поводу у жадных продюсеров. Они прописали в его сценарии, что после взрыва бензовоза, на котором ехал Терминатор, желательно было бы оформить концовку фильма. Джим, в свою очередь, оказался очень щедрым на красное словцо и объяснил скрягам ситуацию на пальцах: «Да пошли вы нах! На этом фильм еще не заканчивается!» Продюсеры уступили, но по завершению съемок без особого рвения взялись за продвижение фильма, что, впрочем, не помешало «Терминатору» собрать кассу в 12 раз превышающую затраты на производство — более чем $78 млн.

Сегодня, первый «Терминатор» по праву считается классикой научной фантастики, одной из важнейших вех в кинематографе. И пусть на момент выхода фильм не получил каких-то значительных кинопремий, он с каждым годом приобретает все большую ценность. Таким образом, в 2008 году «Терминатор» был включён Библиотекой Конгресса США в список фильмов, признанных культурным достоянием США.

«Терминатор» давно уже разлетелся на цитаты, в нем по прежнему ищут вдохновение молодые режиссеры. Этот фильм, похоже, никогда не утратит популярность. И, отчасти, нам в этом помогут те самые продюсеры, постоянно финансирующие сиквелы, триквелы, приквелы и многочисленные перезапуски. Хорошо это или плохо, как показывает практика — бывает по-разному. Но будем надеяться, что «Терминатор: Генезис» приятно удивит нас и станет достойным продолжением работ Джеймса Кэмерона, а старина Арни, в свою очередь, добавит еще один мегахит в свою фильмографию.


Статья подготовлена по материалам Кинопоиск.ruFilmz.ruЭкранка.ру, Википедии и группы Арнольда Шварценеггера в социальной сети Вконтакте.